Что такое судовой двигатель
судовой двигатель
Большая советская энциклопедиясудовой двигатель - входит в состав судовой энергетич. установки. Различают гл. С. д. (обеспечивает движение судна) и вспомогат. С. д. (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве С. д. используют двигатели внутреннего сгорания (две), паровые турбины и газовые турбины. Особенностями С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технич. обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя.Чаще всего на судах используются две - дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов С. д. На транспортных, промысловых и вспомогат. судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные две используются как гл. двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2-35 Мет, число цилиндров 5-12, удельный эффективный расход топлива 210-215 г/(квт -ч), частота вращения 103-225 об/мин. Среднеоборотные две используются преим. в качестве гл. двигателей судов ср. размера; их мощность достигает 13,2 Мет, число цилиндров 6-20, эффективный расход топлива 205-210 г/(квт -ч), частота вращения 300-500 об/мин. Высокооборотные две применяются в основном как гл. двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогат. двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мет, число цилиндров 12-16, удельный эффективный расход топлива 215-230 г/(квт-ч), частота вращения св. 500 об/мин.
Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают две; используются в качестве гл. двигателей на крупных танкерах, контейнеровозах, газовозах и др. судах, а также на судах с ядерной энергетич. установкой (см. Атомный ледокол "Ленин"). Применяются также как вспомогат. двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мет, удельный эффективный расход топлива 260-300 г!(квт • ч), частота вращения турбины 3000-4000 об/мин.
Газовые турбины в составе судовых двигателей применяются в основном в качестве гл. двигателей на воен. кораблях, трансп. судах на подводных крыльях и на судах на воздушной подушке. Трансп. водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии. На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а также авиационные газовые турбины с редуктором. Мощность газотурбинных установок трансп. судов 0,07-14,5 Мет, удельный эффективный расход топлива 285-330 г/(квт -ч), частота вращения турбины 5000-8000 об /мин. Перспективно применение газовых турбин мощностью 6-37 Мет в качестве гл. двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогат. двигателей.
Лит.: Петровский H. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; ПлаксионовН.П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1-2, М., 1973-74. Г. И. Белозерским, В. В. Маслов.