Что такое суфизм
суфизм
Большая советская энциклопедиясуфизм - [от араб, суфи, букв.- носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. sophos - мудрец (вероятно, искусств, этимология)], мистическое течение в исламе (как шиизме, так и суннизме), зародившееся в 8 в. на территории совр. Ирака и Сирии. В разные эпохи С. был распространён от сев.-зап. Африки до сев. окраин Китая и Индонезии. В целом для С. характерны след, черты: сочетание идеалистнч. метафизики (ирфан) с особой аскетич. практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистич. любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним; значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистич. пути (тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, "озарениям", экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, "умерщвление плоти" мурида по указаниям старца.Основы учения С. заложены в 9 в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). Мухасиби приписывают учение о "хал" -мгновенном озарении, экстатич. состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение о сочетании внутр. очищения с умышленным показным неблагочестием (напр., питьё вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню. Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909) создал учение о "фана" -мистич. растворении суфия в боге, ведущем к "сверхбытию" ("бака") - вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистич. пути "шариат" -общемусульм. религ. закон, вторым -суфийский путь "тарикат" и третьим -"хакикат" - мистич. постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама "таухид" - не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетич. жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Др. основоположник С. Абу Язид (ум. 874) создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур альХалладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал: "Я есть Истинный" (т. е. бог); за это он был признан еретиком и казнён в 922. В 10-11 вв. суфийское учение о "тарикате" приобретает законченную форму, появляются положения о "стоянках" на мистич. пути, о тройной градации "истинного знания", завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских "орденов", или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя. Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С. теряет первоначальные еретич. черты. В результате реформаторской деятельности Газали С. получает известное признание со стороны ортодоксального мусульм. духовенства, к-рое до 11 -12 вв. преследовало С. (хотя спор о "допустимости" С. в исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (ум. 1126), Айн аль-Кузат Хамадани (ум. 1132) и Ибн аль-Араби (ум. 1240) развивают учение о "вахдат аль-вуджуд" -"единстве бытия", использованное для метафизич. обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению, вещь не имеет истинного бытия (к-рым обладает только её форма, идея), а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений. Дух суфия должен "сбросить цепи множественности", присущей материи, и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению с абсолютом.
На протяжении 12 столетий существования С. различные стороны его учений и его организационные формы использовались разными классовыми группировками. Суфии участвовали в "войнах против неверных" (джихад), в нар. восстаниях сербедаров (14 в.), создали воен. формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (нач. 16 в.). Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феод, правители преследовали суфиев, связанных с ремесл. кругами. Нек-рые су финские старцы сами становились крупными феодалами и пользовались политич. влиянием. В кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феод, реакцией. В Турции в 1920-х гг. в ходе бурж. реформ были запрещены все су финские ордена; в Иране Реза-шах боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование в 20-х гг. 20 в. В совр. условиях С. на Востоке продолжает играть довольно значит, роль; постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах Востока.
Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская литература, М., 1965 (лит.); П е трушевский И. П., Ислам в Иране в 7 - 15 вв., Л., 1966, с. 310 - 50; История персидской и таджикской литературы, пер. с чешек., М., 1970, с. 219 - 36; Религия и общественная мысль стран Востока, М., 1974, с. 320-35 (лит.); R i t t е r H., Das Meer der Seele, Leiden, 1955; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, P., 1964, p. 262 -268; G r a m 1 i c h R., Die schiitischen Der wischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.); Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf., 1971. А, Е. Бертельс.