Что такое сухово-кобылин « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > сухово-кобылин

Что такое сухово-кобылин

сухово-кобылин   Большая советская энциклопедия

сухово-кобылин - Александр Васильевич [17(29).9.1817, Москва,-11(24). 3.1903, Больё, Франция], русский драматург, академик Петерб. АН (с 1902). Род. в старинной дворянской семье. Окончил физико-математич. отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838), изучал философию в Гейдельберге и Берлине. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы, француженки Лунзы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался, дело было прекращено из-за отсутствия к.-л. доказательств его вины. Тем не менее С.-К. во время следствия должен был откупаться от вымогателей-чиновников,и до конца жизни светская молва приписывала ему преступление. Непричастность С.-К. к убийству была доказана сов. исследователями, изучившими суд. архивы.

А. В. СуховоКобылин.

А. В. Сухов о-К о 6 ы л и н. "Дело". Сцена из спектакля МХАТа 2-го. 1927,

В 1852-54 написана первая комедия С.-К. "Свадьба Кречннского" (пост. Малого театра, 1855, опубл. 1856), посвящённая моральной деградации рус. дворянства. Образы Кречинского и Расплюева - замечат. создания комедиографа. Кречинский - типичная фигура прожигателя жизни, циничного и наглого игрока, Расплюев - его непременный спутник, прихлебатель, олицетворение беззастенчивости порока, "благодушия зла". Сатирич. драма "Дело" (опубл. 1869, пост. 1882), долгое время находившаяся под цензурным запретом, обличала бюрократич. систему самодержавия, от министра до писаря. В этой пьесе были воспроизведены мн. подробности суд. процесса самого С.. Центр, фигуры "Дела": чиновник Варравин - опытный, жестокий и беспощадный, уверенный в себе вымогатель; Тарелкин - менее искусный, но более агрессивный, жадный и бесстыдный в своём хищничестве взяточник. Положит, герой драмы, "частное лицо", честный дворянин Муромский погибает под натиском целой "армии чиновников", изображённой в драме. В 1869 С.-К. завершил комедию "Смерть Тарелкина" и опубликовал 3 свои пьесы в виде драматич. трилогии под назв. "Картины прошедшего". После завершения трилогии С.-К. отдался занятиям философией.

Каждая из пьес С.-К. являет собой новую жанровую систему: "Свадьба Кречинского" - сатирич. комедия; "Дело" -сатирич. драма; "Смерть Тарелкина" -сатирич. фарс, гротескный и фантасмагорический. Это - первая в рус. драматургии пьеса, где объектом сатирич. обличения стала гл. опора государства -полиция, где изображены картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. "Дело" и "Смерть Тарелкина" долго не допускались на сцену, и полный текст этих пьес прозвучал с подмостков театра только после 1917. Драматич. произв. С.-К. ставились виднейшими сов. режиссёрами с участием крупнейших сов. актёров; пост. "Свадьбы Кречинского" и "Дела" были экранизированы.

Соч.: Трилогия. [Вступ. ст. Л. Гроссмана, послесл. В. Сахновского], М.- Л., 1927; Трилогия. [Предисл. и коммент. К. Рудницкого], М., 1966.

Лит.: Гроссман Л., Театр СуховоКобылина, М.- Л., 1940; Рудницкий К., А. В. Сухово-Кобылин. Очерк жизни и творчества, М., 1957. К. Л. Рудницкий.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru