Что такое сунь-цзы « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > сунь-цзы

Что такое сунь-цзы

сунь-цзы   Большая советская энциклопедия

сунь-цзы - СуньУ (6-5 вв. дон. э.), древнекитайский полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514-496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь. Автор трактата о воен. искусстве (13 глав), пронизанного элементами стихийной диалектики. Рассматривал войну как важнейшее событие, от к-рого зависит судьба гос-ва, и указывал на большую роль политики в подготовке войны. По мнению С.-ц., искусство воевать, от к-рого зависит достижение победы, определяется моральным духом армии и народа, учётом обстановки (время года и суток, местность, климатич. условия и т. д.), качествами полководца (ум, мужество, гуманность, строгость, беспристрастность), обученностью, дисциплиной и численностью войск, правильным управлением ими и снабжением. Требовал знания противника, оценки своих возможностей и особенностей обстановки. Подчёркивал важное значение воен. хитрости, разведки, быстроты действий, манёвра и удержания инициативы, отдавая предпочтение наступлению перед обороной. Рекомендовал стремиться к достижению превосходства в силах и разгрому противника по частям.

Лит.: Конрад H. И., Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование, М.- Л., 1950.

СУНЬ ЯТ-СЕН (в кит. лит. произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь В э н ь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), пров. Гуандун,-12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Род. в крест, семье. В 1892 окончил мед. ин-т в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Дии. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию Синчжунхой, предпринявшую 25 окт. 1895 антицинское вооруж. выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Зап. Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекит. революц. орг-ция Тунмэнхой. Её программой стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета кит. (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики) и нар. благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистич. идей амер. бурж. экономиста Г. Джорджа). В 1905-11 под рук. Тунмэнхоя в различных провинциях

Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооруж. выступления. Победоносное Учанское восстание 10 окт. 1911 провозгласило Кит. республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Кит. республики и с 1 янв. 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Кит. республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа, дал высокую оценку деятельности С. Я.-с., назвав его "...революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов. С. Я.-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом В. И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями рус. народников. После отречения (12 февр. 1912) маньчжурской династии от престола С. Я.-с. вынужден был под давлением внутр. феод, реакции и империалистич. держав сложить президентские полномочия (1 апр. 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократич. респ. строя в Китае, используя для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период воен. диктатуры лидера сев. милитаристов Юань Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революц. партия). Однако до Великой Окт. социалистич. революции в России С. Я.-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.

Победа Окт. революции 1917 в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину и сов. пр-ву телеграмму, в к-рой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революц. партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в своё время в Китае рус. царизмом, активная и бескорыстная помощь выступавшим против кит. милитаристов революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых с нач. 20-х гг. стоял С. Я.-с., произвели на него неизгладимое впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение "великой надежды человечества". По просьбе С. Я.-с. Сов. пр-во направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революц. пр-во Юж. Китая, группу воен. специалистов - видных полководцев Гражд. войны в России во гл. с П. А. Павловым, затем В. К. Блюхером. На пост политич. советника С. Я.-с. осенью 1923 пригласил опытного рус. проф. революционера большевика М. М. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеод, и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную, дружескую переписку с сов. дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР.

Под влиянием идей Октябрьской революции, развития нац.-освободит, движения в Китае и деятельности созданной в 1921 компартии Китая с учётом собственного опыта борьбы с кит. милитаристами С. Я.-с. обогатил новым содержанием "три народных принципа"; эти принципы стали программой создания в стране единого антифеод, и антиимпериалистич. фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистич. господством в Китае, уничтожение кит. милитаристских клик, объединение страны, достижение нац. независимости; под народовластием - демократизация гос. и обществ, системы, введение конституционного респ. правления; принцип нар. благосостояния в новой трактовке С. Я.-с. означал реализацию крест, требований "каждому пахарю-своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистич. капитала. В 1924 С. Я.-с. провозгласил три осн. политич. установки - нерушимый союз с Сов. Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Эти установки становились органической составной частью "трёх народных принципов".

Обществ.-политич. и экономич. взгляды С. Я.-с. претерпели серьёзную эволюцию на протяжении его жизненного пути. От утопических в конкретно-историч. условиях нач. 20 в. надежд на возможность для Китая избежать тех бедствий, к-рые несёт с собой развитие капитализма, С. Я.-с. в 1924 пришёл к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всех видов экономич. угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны и на помощь Сов. Союза. К концу жизни он преодолел распространённые среди китайских бурж. националистов идеи кит. великодержавного шовинизма, т. н. расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), к-рым прежде отдавал известную дань; всё больше он становился горячим поборником союза кит. и др. угнетённых империализмом народов Востока с СССР во имя совместной борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным С. Я.-с., было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.

Соч.: Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1 - 2, Пекин, 1956; в рус. пер.-Избр. произв., М., 1964.

Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Обновленный Китай, там же, т. 22; его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 23; С е н и н H. Г., Общественнополитические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964 (библ. с. 340-49); Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и материалов, М., 1966; Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, [сост. И. К. Глаголева], М., 1966; К р ы м о в А. Г., Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900 -1917гг.), М., 1972: Ефимов Г. В., Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911 - 1913 гг.), М., 1974; SunYat-sen and China, ed. by Paul К. Т. Sih, N. Y., 1974. С. Л. Тихвинский.

Сунь Ят-сен.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru