Что такое сурдопедагогика
сурдопедагогика
Словарь Ожеговасурдопедагогика - звуконепроницаемое помещение для проведения физиологических и психологических исследований, а также для специальных тренировок
сурдопедагогика
Большая советская энциклопедиясурдопедагогика - (от лат. surdus -глухой), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохщих). Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением слуха отмечены в Испании в 16-17 вв. (П. де Понсе и X. Бонет). В кон. 18 в. во Франции и Германии открылись первые спец. учебно-воспитат. учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России - в 1806 в Павловске. Основоположниками рус. С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А. Васильев, П. Д. Енько. Развитие сов. С. связано с именами H. М. Лаговского, Ф. A. Pay, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова.Сов. С. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физич. сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практич. деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, С. разрабатывает основы построения спец. учебно-воспитат. процесса, принципы организации спец. учебно-воспитат. учреждений.
Важнейшие спец. задачи С.: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письм.), навыков её понимания и употребления, развитие еловесно-логич. мышления. С. включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, рус. языка, математики, естествознания и др. предметов школьной программы). Совершенствованию методов С. способствует разработка технич. средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники. С. опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром сов. С. является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).
Теоретич. и практич. проблемы С. разрабатываются также в научно-пед. центрах др. социалистических и ряда капиталистич. стран (Великобритания, Дания, Нидерланды,США.Щвеция,Япония и др.).
Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957; 3 ыков С. А., Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, М., 1961; Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Б а с ов а А. Г., Очерки по истории сурдопедагогики в СССР, М., 1965; Психология глухих детей, М., 1971; Pay Ф. Ф., Устная речь глухих, М., 1973. Ф. Ф. Pay.