Что такое суриков « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > суриков

Что такое суриков

суриков   Большая советская энциклопедия

суриков - Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск,-6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петерб. АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Действит. чл. петерб. АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к ист. живописи, С. стремился преодолеть условность академич. иск-ва, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе - в Третьяковской гал.). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901-03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Чл. Т-ва передвижных художеств, выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. С. страстно любил рус. старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произв.- монументальные ист. картины: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), "Боярыня Морозова" (1887; илл. см. т. 19, вклейка к стр. 377; все-в Третьяковской гал.). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагич. противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу ист. сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы нар. движений. Гл. действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая нар. масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфонич. созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", или проникнутая страстью и фанатич. убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноим. картине), раскрывающиеся в бурных событиях рус. истории. С большиммастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному нар. творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монумент, по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при к-рой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутр. смысл события; он добился удивит, гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произв. общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологич. характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символич. звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, Рус. музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В ист. картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом рус. народа события, в к-рых он действует как единая, лишённая внутр. трагич. раскола сила, совершающая героич. подвиги во славу Родины. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Рус. музей; илл. см. т. 22, табл. XXVIII, стр. 304-305) мысль С. "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сиб. племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, Рус. музей) воспето мужество русских воннов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутр. сил рус. народа, характерное для ист. живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица". Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская гал.). В годы реакции С., верный демократич. традициям, работал (1909-10) над картиной "Степан Разин" (начата в 1903; Рус. музей). С. также много работал в технике акварели (преим. пейзажи). Патриотпч., правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой ист. живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружён ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, арх. В. Д. Кирхогланн).

Илл. см. на вклейках - к стр. 96-97 и табл. I (стр. 128-129).

В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. H. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; К е м е н о в В. С., Историческая живопись Сурикова. 1870 -1880-е гг., М., 1963.

СУРИКОВ Иван Захарович [25.3(6.4). 1841, дер. Новосёлове Угличского у. Ярослав, губ.,- 24.4(6.5).1880, Москва], русский поэт. Род. в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собств. мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с А. H. Плещеевым, к-рый помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. С. выпустил три сб-ка стихов (1871, 1875 и 1877). Осн. темы его поэзии - тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. Лирика С., отличающаяся простотой и мелодичностью, развивалась от бытовых зарисовок к темам социального протеста: "Труженик", "Трудящемуся брату" и др. В произв. из рус. истории выражены бунтарские настроения: поэмы "Казнь Стеньки Разина", "Садко" (на её основе создана одноим. опера H. А. Римского-Корсакова). Мн. стихи С. поев. рус. природе и детям. Творчество С. связано с демократич. традициями рус. лит-ры, с фольклором. Нек-рые его стихи стали популярными нар. песнями: "Рябина" ("Что стоишь качаясь..."), "В степи" (в нар. обработке- "Степь да степь кругом") и др. По инициативе С. был подготовлен коллективный сб. "Рассвет" (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка.

С о ч.; И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М.- Л., 1966; Стихотворения. [Послесл. В. М. Сидельникова], М., 1974.

Лит.: Лосев П., Песни поэта. И. 3. Суриков. [Вступ. ст. H. Рыленкова], Ярославль, 1966. И. А. Щуров.



суриков - Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск,-6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петерб. АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Действит. чл. петерб. АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к ист. живописи, С. стремился преодолеть условность академич. иск-ва, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе - в Третьяковской гал.). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901-03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Чл. Т-ва передвижных художеств, выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. С. страстно любил рус. старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произв.- монументальные ист. картины: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), "Боярыня Морозова" (1887; илл. см. т. 19, вклейка к стр. 377; все-в Третьяковской гал.). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагич. противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу ист. сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы нар. движений. Гл. действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая нар. масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфонич. созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", или проникнутая страстью и фанатич. убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноим. картине), раскрывающиеся в бурных событиях рус. истории. С большиммастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному нар. творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монумент, по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при к-рой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутр. смысл события; он добился удивит, гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произв. общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологич. характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символич. звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, Рус. музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В ист. картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом рус. народа события, в к-рых он действует как единая, лишённая внутр. трагич. раскола сила, совершающая героич. подвиги во славу Родины. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Рус. музей; илл. см. т. 22, табл. XXVIII, стр. 304-305) мысль С. "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сиб. племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, Рус. музей) воспето мужество русских воннов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутр. сил рус. народа, характерное для ист. живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица". Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская гал.). В годы реакции С., верный демократич. традициям, работал (1909-10) над картиной "Степан Разин" (начата в 1903; Рус. музей). С. также много работал в технике акварели (преим. пейзажи). Патриотпч., правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой ист. живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружён ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, арх. В. Д. Кирхогланн).

Илл. см. на вклейках - к стр. 96-97 и табл. I (стр. 128-129).

В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. H. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; К е м е н о в В. С., Историческая живопись Сурикова. 1870 -1880-е гг., М., 1963.

СУРИКОВ Иван Захарович [25.3(6.4). 1841, дер. Новосёлове Угличского у. Ярослав, губ.,- 24.4(6.5).1880, Москва], русский поэт. Род. в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собств. мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с А. H. Плещеевым, к-рый помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. С. выпустил три сб-ка стихов (1871, 1875 и 1877). Осн. темы его поэзии - тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. Лирика С., отличающаяся простотой и мелодичностью, развивалась от бытовых зарисовок к темам социального протеста: "Труженик", "Трудящемуся брату" и др. В произв. из рус. истории выражены бунтарские настроения: поэмы "Казнь Стеньки Разина", "Садко" (на её основе создана одноим. опера H. А. Римского-Корсакова). Мн. стихи С. поев. рус. природе и детям. Творчество С. связано с демократич. традициями рус. лит-ры, с фольклором. Нек-рые его стихи стали популярными нар. песнями: "Рябина" ("Что стоишь качаясь..."), "В степи" (в нар. обработке- "Степь да степь кругом") и др. По инициативе С. был подготовлен коллективный сб. "Рассвет" (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка.

С о ч.; И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М.- Л., 1966; Стихотворения. [Послесл. В. М. Сидельникова], М., 1974.

Лит.: Лосев П., Песни поэта. И. 3. Суриков. [Вступ. ст. H. Рыленкова], Ярославль, 1966. И. А. Щуров.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru