Что такое существование « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > существование

Что такое существование


существование  Словарь Ожегова


   1) существование [ 1 ] - сущность, внутреннее содержание чего-нибудь, суть 1
   Пример: С. дела. Понять с. вопроса. Говорить по существу (касаясь самого существенного).

   2) существование [ 2 ] - живая особь, человек или животное
   Пример: Не видно ни одного живого существа. Странное с. Жалкое с.

существование   Большая советская энциклопедия

существование - [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto - существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие "С." употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, к-рое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.

Англ, эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. к-рых ниоткуда не выводимо и к-рые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологич. значение С. непознаваемой "вещи в себе", к-рое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Къеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, к-рое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,-единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., т. е. от судьбы.

В 20 в. кьеркегоровскбе понятие С. возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центр, место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам термин "экзистенциализм") трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, т. е. выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С.- не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т. н. "пограничным ситуациям" (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется природа С.

Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историч. бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и лит. при ней. Я. П. Гайденко.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru