Что такое сущность
сущность
Словарь Ожегова1) сущность - имеющийся, существующий
Пример: Сохранить все сущее (сущ.) на Земле.
2) сущность - истинный, самый настоящий
Пример: Сущая правда. Сущие пустяки.
сущность
Большая советская энциклопедиясущность - И ЯВЛЕНИЕ, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.В антич. философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность ("идея") несводима к телесно-чувственному бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма вещей") не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю,- не выводится из той "материи", из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное: В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологич. характер п находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.
И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение "абсолютной идеи", что влекло за собой неразрешимые противоречия.
В бурж. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные данные"; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе.
Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я.-универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "... если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня..." (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (напр., в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: "... не только явления преходящи, подвижны, текучи,., но и сущности вещей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "...з а к о н и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира..." (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал: "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же, с. 227).
Лит.: Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса, М., 1960; Богданов Ю. А., Сущность и явление, К., 1962; H а у м е нк о Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968; История марксистской диалектики, М., 1971, раздел 2, гл. 9. А. А. Сорокин.